Среда, 13.11.2019, 00:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Для вас, родители

Родителям на заметку

РОДИТЕЛЯМ   НА ЗАМЕТКУ

 

ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ЧТОБЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УСПЕШНО ОСВАИВАТЬ ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ?

 

                Дети выросли и скоро им идти в школу. Седьмой год жизни ребёнка — последний этап формирования его устной речи.

К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Он должен уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш]), твёрдые от мягких ([т-ть], [д-дь]) и т.д. Иначе в школе это проявится при письме и станет настоящей бедой.

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ РАЗВИТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ?

Начинать надо с самого простого, развивать умение слушать звуки окружающего мира. Можно поиграть в «Молчанку». Закрываем глаза и слушаем какое-то время звуки квартиры. Затем открываем глаза и рассказываем, что слышали. Надо сказать, что не все дети слышат, например, гудение лампы, хотя её было хорошо слышно, или гудение машины за окном. Только после того, как много раз сыграешь, начинают настолько внимательно прислушиваться и слышат то, что мы, взрослые, бывает, не услышим.
После того как научились слушать звуки квартиры или улицы, можно послушать звуки природы. Для этого совсем не обязательно выезжать в лес. Продаётся огромное количество дисков и аудиокассет с записями звуков природы. Кругозор шести или семилетнего ребёнка развит настолько, что он может легко угадать и журчание ручья, и шум водопада.
Можно использовать для игры и музыкальные инструменты. Только если малышам мы предлагали бубен, ложки и погремушку, то шести- или семилеткам — более сложные инструменты. Саксофон, например, если сумеем найти, или маленький синтезатор и т.д. Здесь ещё и словарный запас пополняется. Ну а как в неё играть, вы уже знаете. Играть можно долго, пока ребёнку не надоест. Далее ещё усложняем. В одинаковые баночки, например, от киндер-сюрприза насыпаем горох, фасоль, гречку, манку и другие крупы. Манку услышать труднее всего. Если ребёнок не слышит её, значит, слух его понижен.

После того как научились слушать звучание окружающего мира, можно заниматься с определёнными звуками.

Есть игра «Послушай и хлопни». Нужно хлопнуть в ладоши, когда взрослый назовёт какой-то звук. Лучше всего начинать с гласных звуков. Но не забывайте, что гласных у нас всего 6: [а], [и], [у], [о], [ы], [э]. А вот е, ё, ю, я — буквы, а не звуки. Потому что они состоят из гласного звука и йотированного Й.
Их лучше не брать. Играя в эту игру, хорошо проговаривать один и тот же звук 4 раза подряд. И ребёнок все 4 раза должен хлопнуть в ладоши. Ему в этот момент нужно очень внимательно слушать, чтобы не ошибиться.

Когда научились слышать звук среди звуков, переходим на слоги. Даже если ребёнок ещё не знает, что такое слог. Когда мы станем их произносить, он поймёт интуитивно. Просим, например, чтобы хлопнул, когда услышит [у]. Произносим: па, по, пы, пу и т.д.

После слогов переходим к словам. Есть игра «Хитрый фотоаппарат». Нужно «сфотографировать» предмет в комнате, в названии которого слышится, например, [о]. Взрослый говорит, правильно ребёнок «сфотографировал» или нет. Если неправильно, то, чтобы не обидеть, лучше сказать, что плёнка плохая или батарейки сели, и попросить их заменить.

После того как ребёнок хорошо находит звук в слове, учим определять, в каком месте, в начале, середине или в конце слова, он находится. Только нужно сначала объяснить, что такое ряд? На физкультуре ребята строятся в ряд, так и звуки тоже строятся в ряд и получается слово. Какой-то звук стоит в этом ряду первый, а какой-то последний. Кто не первый и не последний — тот в середине. Чтобы ребёнку понятно было, что даже второй звук всё равно будет находиться в середине. И начинаем игратьв игру «Вагончики». Возьмите, например, красный, синий и желтый кубики. Договоритесь с ребенком, что красный кубик – начало слова, синий- середина, желтый – конец слова. Заранее подготовьте картинки-билетики, на которых нарисованы предметы с определённым звуком. Выдавайте ребёнку билетики, и он должен «поселить» билетик или «сесть» с ним в тот или иной вагончик и объяснить, почему он сел именно туда: потому что слово такое-то, в нём слышится такой-то звук в начале (середине, конце) слова.
 

Выкладываем символы

Научились определять место звука в слове? Приступайте к определению порядка звуков в слове. Начинать лучше с двух гласных: [ау] (так кричат в лесу, когда заблудились), [уа] (так плачет малыш) или [иа] (так зовут ослика из сказки про Винни Пуха). Выкладываем символы — два красных квадрата (гласные принято обозначать красным цветом). Спросите: «Сколько всего квадратов?» — «Два». «Сколько звуков в слове ты услышал?» —
«Два». «Какой будет последний?» Можно ещё спросить по-другому: «Какой второй звук?» И если ребёнок сообразительный — моментально отвечает. Не ответил? Уточните: «Если их всего два, так какой второй?» В этом задании ещё и логика развивается.

Поняв, как соединять гласные, переходите с ребенком к согласной и гласной. Начинать нужно со слогов, в которых первый гласный звук, а второй согласный. И обязательно скажите, что, например, АН — слог. Затем спросите: «Сколько звуков в слоге?» — «Два». «Какой первый?» — «А». Выкладываем красный квадрат. «А какой второй?» — «Н». Выкладываем синий квадрат
(согласные принято обозначать синим цветом). Объясняем, что он твёрдый.
А ещё согласные бывают мягкие, звонкие и глухие. Всё это нужно объяснить именно сейчас, чтобы в школе потом легче было усвоить. После того как понимаем, что ребёнок хорошо анализирует слог, переставляем его местами и получится «НА». Бывает, что слияние согласного с гласным даётся ребятам очень сложно, можно использовать такой прием: забрался звук на горочку — Н и спустился, как будто к А приехал, и получилось вместе НА.

Хорошо отработали слияние согласного с гласным — переходите к словам. Сначала — к коротким типа нос, кот, кит, сон и т.д., потом из четырёх звуков: папа, мама и др. Совет: лучше всего не играть с теми словами, где гласные звуки слышатся не так, как пишутся. Это безударные гласные
например, в слове ВОДА слышится [а], а пишется [о].

Усвоили соединение четырёх звуков — берем стечение согласных звуков. Это очень сложно. Как правило, ребята пропускают один звук, либо два звука слышат, как один.
Например, когда разбираем слово «кошка», называют звуки [к], [о], [ш], [а]. Второй звук [к] пропускают. Практика показывает, что при обследование детей седьмого года жизни около 35 % ребят не слышат либо стечение согласных, либо не слышат гласных звуков. А ведь это станет проблемой в школе. Ребёнку будет тяжело слушать учителя, работать с азбукой и читать.

Чтобы легче было усвоить, хорошо бы дома вырезать из цветной бумаги фишки (помните: гласные звуки — красные, согласные твёрдые — синие, а мягкие — зелёные). Во время игры, как только слышим звук, выкладываем на стол фишку. Здесь, с одной стороны, зрительно видно количество звуков, а с другой — ребята в уме всё это просчитывают и продумывают. Ну а если ребенок уже знает буквы, тогда можно  выкладывать буквы.

К концу подготовительной группы ребёнок уже должен уметь хорошо слышать звук в слове и определить порядок звуков в слове, состоящем из пяти звуков.

Грамматика

Если говорить о грамматической стороне речи, то всеми её категориями ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью. Это все формы множественного числа существительных во всех падежах. Если и допускает ошибки, то небольшие, единичные. В его речи не должно быть: стулов, глазы, рукавы, колесов и т.д. Он умеет согласовывать в разных падежах существительные с прилагательными, числительными (три озера и пять озёр). Чётко и правильно отвечает на вопросы. Уметь пользоваться ласкательной формой: воробышек. Часто детки всё правильно говорят, но топорик, шкафчик и коврик ну никак им не даются. Называют топорчик, шкафик и ковёрчик.
Ребенок должен знать детёнышей животных. Бывает, в 3—4 года правильно их называл, а как подрос — всё забыл. Нужно обязательно объяснить значение слов «сливовый» и «сливочный», что хоть они и похожи, но это разные вещи. Значение слов «железный» и «металлический». Но вопрос: ключ сделан из металла, какой он? Ответить металлический, а не железный. Самая сложная категория, в которой допускается много ошибок — притяжательные прилагательные. Её нужно обязательно выучить устно. Когда мы спрашиваем: чей хвост? Должны ответить: лисий, медвежий, воробьиный и т.д. Потому что в 1-м классе изучают правила написания мягкого знака и йотированных букв. Отрабатывают написание, а если ребёнок не знает даже, как их озвучить, то на него ложится двойная нагрузка.
Необходимо развить у ребёнка познавательный интерес, связанный с развитием речи и с обучением. Очень важно, зачем ребёнок идёт в школу? Многие дети ведь идут потому, что там не надо спать, или для того, чтобы получать пятёрки. Не это должно быть приоритетным. Часто родители хотят, чтобы их детей научили читать. На вопрос: «Зачем?» -«Чтобы в школу пошёл». Вообще-то, мы учим читать, чтобы получать какую-то информацию или удовольствие от художественного произведения. Нужно, чтобы ребёнок испытывал радость от того, что, например, решил задачу: «Она была такой сложной, но я смог, я сумел!» Получал бы удовольствие от того, что что-то узнал и чего-то добился. Вот тогда он будет хотеть ходить в школу всё больше и больше.

Пересказ и составление рассказа

В этом возрасте важно, чтобы ребёнок пересказывал довольно большой текст от начала до конца со всеми художественными особенностями автора. Если делает это хорошо, значит, наша задача выполнена. Если же что-то выпускает, речь его не связна — стоит поработать.
И в первую очередь нужно поработать над составлением рассказа. Причём не только по картинкам, но уже на заданную тему. Например, «Как я гулял зимой». Сначала продумайте план, схематично его зарисуйте. И, глядя на схему, начинайте: «Однажды зимой…» Такое начало рассказа ребёнок уже должен знать из текстов и использовать в речи. А дальше каждая картинка соответствует одному или двум предложениям. Получается рассказ.
Полезны и творческие рассказы— то, чего не было на свете или что было бы, если бы…
Выберите интересную для ребёнка тему.

Помните, дети учатся не только, когда мы с ними занимаемся, но и наблюдая за нашим поведением и слушая нашу речь. Если вы сами разговариваете много и говорите красивыми, распространёнными предложениями, используете юмор, фразеологизмы, пословицы и поговорки, то и ваш ребёнок будет всем этим пользоваться.
А если родители молчуны, то и дети, как правило, тоже немногословны.

Надеюсь, что информация была полезной.

Успехов Вашему ребенку в школе!

 

 

 

 

 

Категория: Для вас, родители | Добавил: sibilelena (13.12.2015)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
uCoz