Вторник, 12.11.2019, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая кладовая

Критерии оценивания

 

Начальная школа

 

Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования

Методические рекомендации

 

Данные рекомендации составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015), Государственным образовательным стандартом начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015), Базисным учебным планом общеобразовательных организаций ДНР на 2015-2016 учебный год (приказ МОН ДНР № 314 от 16.07.2015), Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

При составлении рекомендаций использованы: Методическое письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 г. № 156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Методическое письмо Министерства образования и науки Украины «Инструктивно-методические материалы по контролю и оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов» (приказ МОН Украины от 21.08.2013 г. № 1222).

Акцентируем внимание, что оценивание обучающихся в начальной школе осуществляется вербально:

•        в 1 классе – по всем предметам;

•        во 2 классе – в I семестре по решению педагогического совета;

•        во 2-4 классах – по предметам: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Информатика и ИКТ»;

В конце четвертей, семестров, учебного года по всем предметам, где оценивание осуществляется вербально, в графе для выставления четвертной, семестровой, годовой отметок выставляется – «зачт.» (зачтено).

Отдельные виды проверок, в случае вербального оценивания (за ведение тетради, диалог, диктант, самостоятельная работа, тест и тд.) в журнале словом «зачт.» (зачтено) не фиксируются.

Об особенностях вербального оценивания в начальной школе рекомендуем ещё раз прочесть в научно-методических материалах:

  • Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів початкових класів. – Початкова освіта, 2014. - №4(724), спецвипуск – с.8 – 15; «Орієнтовні вимоги до оцінювання навчальних досягнень учнів». – Початкова школа. – 2014. - №4 – с.21 – 22;
  • Савченко О.Я. Дидактика початкової освіти: підручн. – Грамлта, 2012. – с.198-207, с.212-216;
  • Дидактико-методичне забезпечення контролю та оцінювання навчальних досягнень молодших школярів на засадах компетентнісного підходу: монографія/СавченкоО.Я. та інш. – Педагогічна думка, 2012. – с.31-35;
  • Баранников А.В. О необходимости введения новой системы оценивания. – на сайте http://donippo/blogspot.com/ в разделе «Рекомендации».

 

Раздел 1. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся

В данных рекомендациях использованы следующие определения:

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

1.1. В процессе обучения важно применять такие виды контроля:

по месту в процессе обучения:

Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Сюда же входят обязательные виды проверок («Аудирование», «Списывание», «Диалог», «Устное сочинение и изложение», «Диктант», «Проверка языковых знаний, умений и навыков» и тд.)

Периодический контроль – проверка степени усвоения обучающимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде контроля знаний, умений и навыков (далее – ЗУН) обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания учебных дисциплин за год (полугодие) в соответствии с Критериями оценивания учебных достижений обучающихся в системе общего среднего образования.

по содержанию:

прогностический (планирующий) контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия или количество таких операций;

пооперационный контроль руководит правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

контроль за результатом осуществляется после выполнения действия;

относительно субъектов контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль осуществляется учителем или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний (рефлексивный) контроль осуществляется обучающимися (самоконтроль и самооценка).

Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личностных показателей каждого отдельного обучающегося. Индивидуальная динамика развития и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его собственными результатами, полученными ранее, и не допускают сравнений его с другими детьми.

Предметом контрольно - оценочной деятельности являются:

- Степень овладения знаниями и умениями обучающихся по учебным дисциплинам;

- Уровень личностного развития обучающихся.

Устный контроль осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм. Следует учитывать, что монологическая речь обучающихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.

Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. Согласно учебной программе учитель определяет по каждой теме объем знаний, умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения обучающимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.

Тестовые задания могут быть использованы при формировании самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Задания тестовых работ помогают установить наличие или отсутствие у обучающихся определенных знаний и умений.

В учебном процессе сочетаются контрольно - оценочная деятельность учителя, контрольно - оценочная деятельность ученика в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка) и контрольно - оценочная деятельность обучающихся относительно процесса и результата собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

1.2.Единые требования к отметке

В соответствии с Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (от 03.08.2015г. № 358; пункт 3.4.1. и 3.4.2.) принята следующая шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»,«1» - неудовлетворительно.

Отметку «5» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и др. в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочет (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике и в новой нестандартной ситуации, приводит собственные примеры).

Отметку «4» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, применяет знания в стандартной ситуации (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям учебной программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов обучающегося составляет от 10% до 50% содержания (неправильный ответ).

Ответ «1» - получает ученик, если его устный/письменный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты полностью не соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов обучающегося составляет до 10% содержания (неправильный ответ).

Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Одним из принципов выставления школьной отметки (Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2015г. № 358; пункт 3.2.2.) является учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Это положение основывается на общедидактических принципах, принципах личностно ориентированной компетентностной парадигмы образования, задекларированных в ГОС НОО.

Учитывая воспитательную и эмоциональную функции оценки (включая и отметки):

  • в начальной школе не рекомендуем использовать отметку «1»- неудовлетворительно;
  • отметки за четверть, семестр, год выставляются, основываясь на позитивном, гуманном принципе с учётом достижений и успехов ребёнка, а не только как средняя арифметическая величина

                     (пункт 5.4; 5.10;9.3 Инструкции…)

  • выставление отметок со знаком «минус» или «плюс» не допускается (пункт 5.1. Инструкции…)

 

1.3. Ориентировочные требования к ведению и оценке ученических тетрадей

Для учебной работы в начальных классах используются тетради (12 или 18 листов), соответствующие действующим стандартам, с такими видами графической сетки:

- в две горизонтальные линии разной интенсивности с наклонными линиями:

 

- в две горизонтальные линии разной интенсивности без наклонных линий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- с горизонтальными линиями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в клетку 5,0 х 5,0 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В письменной работе по языкам и математике рекомендуется указывать дату выполнения работы, какая это работа (классная или домашняя), вид задания (упражнение, диктант, сочинение, изложение, задача и т.п.), заголовок связного текста (рассказа, изложения и т.п.). В конце заголовков точка не ставится.

На усмотрение учителя в 1, 2 и 3 классах вид задания можно не указывать в целях экономии времени на уроке.

Дату и название работы ученики записывают, начиная со 2 класса начальной школы.

В 4 классе дату выполнения работы по языку записывают словами, по математике - на усмотрение учителя.

В тетрадях для контрольных работ обучающиеся пишут дату, вид задания и заголовок текста.

При выполнении письменной работы обучающимся рекомендуется соблюдать одинаковые интервалы между словами, дописывать каждую строку до конца, ориентируясь на правила переноса и не выходя за пределы строки, соблюдать абзацы.

Если нужно исправить ошибку, ученик должен зачеркнуть неправильно написанную букву или цифру наискосок (справа налево) и вместо нее сверху написать нужную букву или цифру. Если надо заменить слово, словосочетание, предложения или числовое выражение, то его следует зачеркнуть тонкой горизонтальной линией, а не брать в скобки, поскольку скобки являются пунктуационным знаком, и дальше записать правильно.

Исправления (зачеркивания и обновления) написанного нужно делать ручкой, а не карандашом.

Обучающиеся должны бережно использовать тетрадь: не начинать новую, пока не исписана предыдущая; пользоваться обложками; не пачкать страницы; не вырывать листы.

Замена тетрадей блокнотами или отдельными листами бумаги не допускается.

Все записи в тетради учитель осуществляет каллиграфически и грамотно.

Ведение рабочих тетрадей по языкам и математике оценивается ежемесячно в течение каждого семестра.

При этом рекомендуется учитывать:

- в тетрадях по языкам: каллиграфию, грамотность, культуру оформления письменных работ и наличие работ над ошибками.

- в тетрадях по математике: опрятность тетради и культуру оформления работ (дата, название и вид работы, размещения задач на странице, опрятность чертежей и исправлений, работа над ошибками и т.п.). За речевые ошибки отметка не снижается. Также не влияют на эту оценку математические ошибки - они учитываются при проверке каждой письменной работы.

Оценку за ведение тетрадей заносят в классный журнал и учитывают как текущую.

 

1.4. Ориентировочные требования к оформлению письменных работ по языкам

В период обучения грамоте ученики 1 класса выполняют учебные задания в тетради с печатной основой (тетради для письма и развития речи), где представлены образцы написания букв, их сочетаний, отдельных слов, предложений, а также упражнения на развитие мышления и речи школьников.

Чтобы научить первоклассников ориентироваться в тетради и для выполнения индивидуальных, дифференцированных упражнений и заданий, начиная  с ноября (января) можно параллельно практиковать выполнение  отдельных заданий  в школьных тетрадях с такой же разлиновкой.

Задания, связанные с языковым анализом (чертежи схем предложений, звуко-слоговой структуры слов, «печатание» и.т.д.), первоклассникам рекомендуется выполнять в отдельной тетради в клеточку.

Во 2 классе на уроках языков ученики пишут в тетрадях в две линии с наклонными линиями. В первом семестре 3 класса ученики продолжают писать в таких же тетрадях или в тетрадях в две горизонтальные линии без наклонных линий. В третьем классе ученики постепенно переходят на письмо в тетрадях в одну линию. Полный переход всех учеников класса на письмо в одну линию может быть закончен в конце 3 класса. Высота букв в этих тетрадях должна быть около 1/2 высоты рабочей линии.

Записи на новой странице тетради ученики начинают делать с первой рабочей строки.

Начало записи текста и его заголовок должны быть на одной странице. Если остаются свободные строки на странице, то их можно использовать для выполнения других задач на усмотрение учителя.

Между датой и названием работы (классная, домашняя), между названием и видом работы, а также между видом работы и заглавием строчка не пропускают. Между классной и домашней работой пропускается две строчки

 

1.5. Ориентировочные требования к оформлению письменных работ по математике

Учебные письменные задания по математике ученики выполняют  в тетрадях в клетку.

Запись математических задач начинают на второй полной клетке сверху и второй клетке от поля или сгиба страницы тетради.

Между записями даты, названия работы и ее вида в тетрадях по математике пропускают одну клетку.

Между последним заданием одной письменной работы и началом следующей в тетрадях по математике пропускают четыре клетки  для выставления оценки и для пометок учителя.

Буквы и цифры рекомендуется писать в клетке  тетради наклонно, каждую цифру, знак и букву записывать в отдельной ячейке.

Цифры в 1-4 классах записываются высотой в одну клетку. Строчные буквы в 1-2 классах - высотой в одну клетку, в 3-4 классах - 2/3 клетки. Большие буквы в 1-4 классах пишут высотой в полторы клетки.

Математические выражения можно размещать в строку или в столбик.

Между выражениями расстояние 3 клетки.

Для облегчения поиска способа решения задачи предлагается записывать текст задачи кратко, используя разнообразные формы: схему, таблицу, графические условные обозначения, рисунок, ориентируясь на опорные слова текста. Отбор формы сокращенной записи задачи ученик осуществляет самостоятельно. Незначительные неточности в записи краткого  условия не влияют на оценку.

В вопросе задачи наименование единиц величины пишут полностью, например:

Сколько килограммов картофеля в двух корзинах?

После цифр наименование пишут сокращенно:

- без точки: 3 мм, 5 см, 7 дм, 9 м, 12 км;  2г,  7 кг , 9 ц , 10 т; 12 с, 17 мин, 15 ч; 15 грн ;

- точка ставится после сокращенного наименования денежной единицы – копейки и рубля: 20 к., 12 руб. или 12 р.

Единицы скорости сокращенно записывают так: 60 м / с (или 60 м за 1 с), 17 км / ч (или 17 км за 1 час).

Единицы площади: 18 см2, 31 дм2, 73 м2.  Высота цифры 2 у буквы ориентировочно составляет 1/2 клетки.

Названия предметов у цифры записывают по правилам сокращений: 8 д. (8 деревьев), 14 гр. (14 грибов), 36 ябл. (36 яблок).

В ответе к задаче названия предметов пишут полностью: ученик прочитал 5 сказок.

В 1 и 2 классах ответ задачи записывают кратко, например: 7 кг сахара. Полный ответ рекомендуется записывать, начиная с 3 класса, ее следует строить по общим  правилами построения предложений (ответов на вопросы).

В составленной задачи после каждого действия, кроме последнего, коротко записывается объяснение, например:

1) 18 + 9 = 27 (кг) - собрали яблок.

2) 27: 3 = 9 (кг)

Ответ: в один ящик вместилось 9 кг яблок.

Категория: Методическая кладовая | Добавил: sibilelena (15.10.2015)
Просмотров: 3683 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
uCoz