Среда, 13.11.2019, 00:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(из опыта работы)

(выступление на МО классных руководителей )

 

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

 Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -  заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

 Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

 

В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.

В каждую  семейку  входит    6-7  детей, которых могут объединять     дружба,  интересы,  местожительство и т. д.  Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

1.      Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.

2.      Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

 

Поручения  целесообразно  менять не реже одного раза в две  недели.  При  смене  поручений  важно  отметить  то  хорошее,  что  сделала  данная  микрогруппа,  сохранить  лучшее  из  придуманного  и  внести  новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

 -   Определяет основные направления классной жизни.

 - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

 -   Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

-    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

 

Структура  классного  самоуправления  включает  исполнительные  органы. В моем классе  это  совет  класса, куда входят  командир  класса и  командиры  семеек. Это  позволяет  каждому  ребёнку  проявить    инициативу  и  почувствовать  ответственность  за  своих  друзей. Наряду   с  постоянными  микрогруппами  могут  формироваться  и  временные   группы  при  подготовке  каких-либо  текущих  дел.

 

Как  всё  это  происходило?

 

       Работать по организации самоуправления я начала  с  проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать  командира  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив.  С  каким  интересом  дети  стали  предлагать  свои  названия,  а  остановились  на  одном.

На  микрогруппы разделись  по  желанию. Затем   дети  стали   предлагать  нужные  дела  в  классе,  которые  мы  вместе  систематизировали.  И  вот  что  у  нас  получилось:

 

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня: «Если друг не смеётся…»

    Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке. 

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива

«Ты + я = школьная семья»

«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

 (о вежливости, о взаимоотношениях)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»

Экран соревнований

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Командир класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.

Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

- следят за  чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

 Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.

  Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.

       Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  микрогруппах  правил  поведения.

Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sibilelena (14.12.2015)
Просмотров: 3593 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
uCoz