САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(из опыта работы)
(выступление на МО классных руководителей )
Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.
Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.
В каждую семейку входит 6-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.
Как всё это происходило?
Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С каким интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном.
На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:
Название классного коллектива: Друзья
Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»
Песня: «Если друг не смеётся…»
Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.
Составляющие классного уголка
|
Содержание
|
Название классного коллектива
«Ты + я = школьная семья»
|
«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)
|
Девиз
|
«Нам дружба учиться и жить помогает»
|
Песня
|
«Если друг не смеётся…»
|
Памятка друзей
|
(о вежливости, о взаимоотношениях)
|
Названия групп- семеек, эмблемы
|
«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»
|
Экран соревнований
«Соревноваться – значит дружить!»
|
личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе
|
Сменные обязанности
|
«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»
|
Актив класса
|
Командир класса + командиры семеек
|
Наши достижения
|
Грамоты, благодарности и т.п.
|
Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
Наши поручения:
Хозяева
- следят за чистотой в помещении,
- заботятся о порядке в классе на переменах,
- раздают тетради и другие пособия,
- приводят в порядок доску.
Экологи
- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;
- следят за чистотой рук и порядком в столовой;
- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;
- заботятся о растениях в классе;
- следят за состоянием школьных принадлежностей.
Затейники
- организуют и проводят утреннюю гимнастику,
- проводят игры на переменах,
- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,
- создают и заботятся о классной игротеке.
Знайки
- заботятся о сохранности учебников,
- держат связь со школьной библиотекой,
- знакомят товарищей с интересными книгами,
- следят за порядком в классной библиотечке.
Журналисты
- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;
- выпускают устные журналы и классную газету;
- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.
Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленной на неделю цели;
- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.
Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.
|