Работа над ошибками по русскому языку
1. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.
2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Раздели его на слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-ные.
5. Большая буква в именах людей, кличках животных.
Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша.
6. Слово из словаря.
Напиши слово три раза. Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь в конце и середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь, коньки.
8. Разделительные Ъ и Ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
Запомни! Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
9. Приставки в словах.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется слитно.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) дома, у большого дома.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно.
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая – горка. Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно.
Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный – честь. Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
13. Ь знак после шипящих.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь, стеречь ( гл., неопр. ф.); пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2 л.)
Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих пишется Ь.
14. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
15. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога – сущ., 1 скл, ,предл .п.
Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
16. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), дальнему ( м.р., дат ,п.).
Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
17. Гласные е – и в окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) – е; смотрит – смотреть (2 спр) – и (исключение).
Запомни! Гласные е – и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.
18. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края.
19. Разбор слова по составу. Делай так: пришкольный. Найди окончание, для этого измени слово: пришкольная, выдели основу: это часть слова без окончания, найди корень: подбери однокоренные слова и найди у них общую часть – школа, школьник, перед корнем выдели приставку, после корня – суффикс.
20. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.
21. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи. Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
22. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение. Делай так: С гор побежали звонкие ручейки, ручейки (какие?) звонкие; побежали (откуда?) с гор.
|